Железнодорожное место

Культура Саратова


Развитие железнодорожного транспорта в районе освоения целинных и залежных земель

Публикуется с сохранением стиля первоисточника. Внесенные в текст поправки и необходимые пояснения выделены цветом. Развернутые комментарии вынесены в отдельные абзацы и выделены красной линией слева от текста.

Для перевозок возросшего количества сельскохозяйственных грузов, в связи с подъемом сельского хозяйства и освоением целинных и залежных земель, на ж.-д. транспорте выполнены значительные работы, как по строительству новых железных дорог, так и по усилению существующих линий.

В районах освоения целинных и залежных земель за 1954 - 1960 гг. построено и введено в эксплуатацию 3073 км новых железных дорог, в том числе: ширококолейных линий - 2263 км, узкоколейных линий - 810 км.

Кроме того, построено с открытием временного движения и будут сданы в постоянную эксплуатацию в 1961 г. еще 567 км новых железных дорог.

Постройка новых линий, связавших с сетью железных дорог глубинные районы Казахстана, Сибири, Урала и Заволжья, сыграла решающую роль в обеспечении вывоза зерна из совхозов и колхозов этих районов и завозе в них сельскохозяйственных машин, горючего и строительных материалов.

Наибольшее значение для транспортного освоения целинных и залежных земель имеет постройка ряда ж.д. линий, входящих в комплекс Средне-Сибирской магистрали и выходов Среднесиба на Главную Сибирскую магистраль, а именно: линий Курган - Пески, Пески - Урицкое, Кокчетав - Кзыл-Ту, Карасук - Камень, Куломзино - Иртышское - Карасук.

В числе узкоколейных линий: Шильда - Адамовский район, Кустанай - Урицкое, Булаево - Молодогвардейская, Есиль - Ломоносовская, Атбасар - Тахтаброд, Атбасар - совхоз Краснознаменский, Кокчетав - Володарское.

Построенные узкоколейные железные дороги, сыгравшие значительную роль в первый период освоения новых земель, в настоящее время не все удовлетворяют потребностям обслуживаемых ими районов, и поэтому намечается в текущем семилетии переустройство их в линии широкой колеи (Кустанай - Урицкое 142 км, Володарское - Кокчетав 114 км).

Резкое возрастание грузовых потоков, хлебных грузов на железных дорогах Урала, Сибири, Казахстана и Заволжья потребовало усиления их пропускной и провозной способности. На этих дорогах в 1954 - 1960 гг. было построено 2797 км вторых путей, электрифицировано 1674 км ж.-д. линий и переведено на тепловозную тягу 5298 км, протяжение станционных путей увеличено на 510 км, оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией 1696 км. ж.-д. линий, построено 25 разъездов и выполнен ряд других работ.

Подавляющая часть построенных 2797 км вторых путей сооружена для усиления основных направлений для вывоза зерна в районы Европейской части СССР, а именно: Курган - Синарская - Свердловск, Акмолинск - Тобол - Карталы, Орск - Оренбург - Илецк, Оренбург - Новосеригиевская - Кинель.

Электрифицирована Главная Сибирская магистраль от Мариинска до Челябинска (последний участок Исиль-Куль - Макушино, обслуживаемый в настоящее время тепловозной тягой, будет электрифицирован в 1961 г.), а также участки Омск - Называевская и Свердловск - Дружинино.

На тепловозную тягу переведен ряд участков Южно-Сибирской магистрали, Вагайского хода, Турксиба, Казалинского направления, линия Уральск - Илекц и др.

По развитию узлов и станций в районах освоения целинных и залежных земель крупные работы произведены в Акмолинском, Барнаул-Алтайском, Омском, Оренбургском, Орском, Курганском, Кокчетавском, Петропавловском и других узлах.

Большинство разъездов построено на линиях Татарская - Кулунда и Илецк - Озинки (этот участок входил в Рязано-Уральскую железную дорогу).

Суммарные капиталовложения по дорогам - Казахской, Омской, Томской, Южно-Уральской, Свердловской и Куйбышевской (в границах бывшей Оренбургской железной дороги) за 1954 - 1960 гг. составили около 14,5 млрд руб.

В период 1961 - 1965 гг. по семилетнему плану предусматривается дальнейшее развитие и усиление транспортной сети в районах освоения целинных и залежных земель, в том числе постройка 2290 км новых ж.-д. линий, 1168 км вторых путей, электрификация 3025 км и введение тепловозной тяги на 8582 км, оборудование 4,1 тыс. км ж.-д. линий автоблокировкой и диспетчерской централизацией.

Важнейшей работой по новому ж.-д. строительству в 1961 - 1965 гг. в районах освоения целинных и залежных земель является завершение постройки Средне-Сибирской и Южно-Сибирской магистралей. Большое значение будет иметь также окончание строительства и ввод в постоянную эксплуатацию линий Есиль - Тургай, Профинтерн - Буруктал и постройка линий Малиновое Озеро - Локоть и Караганда - Карагайлы.

В 1965 г. в районах освоения целинных и залежных земель будут в основном завершены работы по замене малоэкономичной паровой тяги на электрическую и тепловозную тягу.

Вторые пути предусмотрено уложить на линиях Омск - Вагай - Свердловск, Артышта - Алтайская, Барнаул - Семипалатинск, Алтайская - Куломзино, Акмолинск - Павлодар (двухпутные вставки), Чу - Бадам и др.

Электрифицированы в 1961 - 1965 гг. будут линии Макушино - Исиль-Куль, Караганда - Акмолинск - Карталы - Магнитогорск, Артышта - Барнаул, Инская - Алтайская и ряд др.

Тепловозную тягу намечается ввести на линиях: Акмолинск - Петропавловск, Алтайская - Иртышское - Куломзино и все другие линии, входящие в комплекс Южно-Сибирской магистрали, а также на всех других линиях рассматриваемого района, которые не будут электрифицированы в текущем семилетии.


5 января 1961 г.



Железнодорожный транспорт СССР 1956 - 1970 г.: Сборник документов
М.: "Эгра", 1998. - 552 с.



Страница создана 26 октября 2005 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru