Железнодорожное место

Культура Саратова


Родник живой истории

Публикуется по статье в газете «Гудок» без исправлений и сокращений. Внесенные в текст пояснения выделены цветом

Собственные музеи имеются на каждой крупной железной дороге, а всего в сети МПС сегодня их насчитывается около 250, и в каждом идет серьезная научно-методическая работа: проводятся выставки, издаются книги, проходят семинары и конференции.

Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге — единственный в мире железнодорожный музей, который открылся задолго до появления первого паровоза. История крупнейшего в Европе железнодорожного музея начинается с 1813 года, с того момента, когда в «особый зал» для хранения моделей при институте Корпуса инженеров путей сообщения поступили первые экспонаты. С тех пор обновление фондов происходит ежегодно, причем в очень впечатляющих масштабах. На покупку и создание моделей, приборов и инструментов для «особого зала» в первые годы его существования тратилось 5 тысяч рублей (для сравнения: весь дворец князя Юсупова, в котором разместился Корпус инженеров путей сообщения, был приобретен за 350 тысяч).

В 1823 году институт вместе с «особым залом» был переведен в новое здание на Обуховском проспекте. Одновременно появляется новое положение об институте, в котором говорится, что музеем должны пользоваться не только преподаватели и воспитанники этого учебного заведения, но и все чины ведомства путей сообщения.

В 1859 году к полувековому юбилею института были выполнены портреты всех руководителей ведомства путей сообщения — так было положено начало коллекции изобразительного искусства, посвященной железнодорожному транспорту. Три года спустя музей был открыт для широкой публики. В него допускались посетители всех сословий бесплатно и без билетов. Помимо того, все желающие могли приобрести описание модельного кабинета - один из первых русских музейных каталогов.

После победы Октябрьской Революции всякая поддержка музея прекратилась. В трудные годы Гражданской войны и послевоенной разрухи это уникальное собрание сохранилось благодаря преподавателям и студентам института. В 1933 году вновь образованный транспортный музей был передан под управление НКПС и с тех пор приостанавливал работу лишь однажды во время Ленинградской блокады.

В декабре 2003 года исполнится 190 лет со дня основания музея. Так что выставку, посвященную дню рождения Университета путей сообщения, которая состоится в этом году, можно считать генеральной репетицией большого праздника. А к Всемирному дню музеев сотрудники ЦМЖТ подготовили целую программу. Во-первых, это традиционная праздничная экспозиция из фондов музея, которая на этот раз посвящена истории сигнализации. Во-вторых, в эти дни в Санкт-Петербурге проходит международный форум «Интермузей», и в рамках этого мероприятия организована выставка детского рисунка «Железная дорога глазами детей». В третьих, как и все музейные учреждения страны, в этот день Центральный транспортный музей принимает посетителей бесплатно.

Вот уже четверть века открыт для посещения и музей Железнодорожных войск поселке Загорянский Московской области, в котором также организована праздничная выставка. За это время его посетили десятки тысяч человек, более сотни иностранных делегаций. В почетной книге посетителей (следует читать Книга почетных посетителей) есть отзывы первого Президента РФ и дважды Героя Советского Союза космонавта Виктора Савиных, отслужившего срочную службу в ЖДВ (железнодорожных войсках). Вся полуторавековая история Железнодорожных войск России нашла отражение в 15 тысячах единиц хранения, расположенных в четырех небольших залах, - подобной экспозиции нет нигде в мире. А в штате музея всего четыре человека: директор, хранитель и два экскурсовода.

История Переславского железнодорожного музея-заповедника вообще началась с личной инициативы одного, конкретно взятого человека. В 1990 году председатель кооперативного объединения Анатолий Гусев выкупил 154-х километровую узкоколейку, приносящую ежегодно 900 тысяч рублей убытку.

Когда-то эта дорога была построена для вывоза торфа, который некогда добывался на берегах Плещеева озера, но со временем потребность в этом виде топлива резко сократилась, и узкоколейка, проложенная по живописным местам, оказалась никому не нужна. А всего через год эта дорога принесла новым хозяевам первую прибыль — только за счет разумно проведенной реконструкции.

Именно тогда у Анатолия Гусева появилась замечательная идея — пустить по восстановленной узкоколейке уникальный старинный состав. Сейчас в экспозиции музея семь паровозов (и два паровозных тендера), автомотриса, мотовоз, четыре механические дрезины, два пассажирских, десять грузовых вагонов и цистерн и снегоочиститель.

Надо сказать, что подобные музеи есть и за границей, например заповедная железная дорога Weshpool & Llanfair Light в Уэльсе. Но Переславская узкоколейка — это не только музей, но и действующее транспортное предприятие. Кроме того, посещение этого музея и все экскурсии по его территории бесплатны не только в День музеев, но и во все другие дни.



Ольга Прохоренко
Газета «Гудок» от 18 мая 2002 года



Страница создана 6 ноября 2005 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru