Железнодорожное место

Культура Саратова


Страницы тепловозной тяги

Часть 4

Данная публикация была подготовлена автором - Василием Зиминым к юбилею (80-ти летию) выпуска первых тепловозов. Празднование юбилея проводилось в конце 2004 года в депо Волгоград Приволжской дороги. На основе данного текста и статьи Олега Измерова «Они были первыми» (опубликована в журнале Семафор) была выпущена брошюра.

Тепловоз 2ТЭ10Л
Тепловоз 2ТЭ10Л-0303
Фото из архива Ворошиловградского завода

В октябре 1961 года Луганский тепловозостроительный завод им. Октябрьской революции построил опытный двухсекционный тепловоз 2ТЭ10Л, у которого в отличие от 2ТЭ10 вместо кузова несущей конструкции был применен кузов с несущей рамой по типу уже освоенных заводом кузовов ТЭ3. Тепловоз 2ТЭ10Л-001 был впервые обкатан на участке Луганск — Красный Лиман в ноябре 1961 года. В апреле 1962 года тепловоз испытывался на том же участке с составами массой до 4100 тонн. С 1963 года Луганский завод начал выпуск тепловозов 2ТЭ10Л небольшими партиями (параллельно шел массовый выпуск тепловозов ТЭ3). С 1967 года выпуск тепловозов стал увеличиваться и был доведен до 370 тепловозов в год. Всего было выпущено 3192 тепловоза 2ТЭ10Л. На 1 января 1976 года тепловозов серии 2ТЭ10Л на сети дорог было 6323 секции, в том числе на Приволжской дороге 190. Тепловозы 2ТЭ10Л были в парке локомотивных депо Аткарск, Волгоград (с 1973 года), Балаково (затем Ершов), Саратов. Тепловоз получил ласковое прозвище локомотивных бригад и ремонтников — «Луганка». Массовое изъятие тепловозов 2ТЭ10Л из эксплуатации и списание было произведено по указанию МПС в период 1993-1998 годов.

Тепловоз ТЭ3Л-001
Тепловоз ТЭ3Л-001
Фото из архива Ворошиловградского завода

В 1961 году Луганский завод выпустил опытный двухсекционный тепловоз ТЭ3Л-001. Тепловоз был выполнен с несущей рамой, тележками серийных тепловозов ТЭ10 и 8-ми цилиндровыми дизелями 6Д100 номинальной мощностью 2000 л.с. В 1962 году был выпущен тепловоз ТЭ3Л-002. Опытные тепловозы поступили в депо Дебальцево Донецкой дороги, где проработали до 1968 года, после чего были исключены из инвентарного парка МПС.

В 1963 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения был спроектирован двухсекционный тепловоз с дизелями типа Д70 общей мощностью 2*3000 л.с. В середине 1964 года новый тепловоз, получивший обозначение 2ТЭ40-001 и наименование «Украина-2», прошел свои первые километры. Тепловоз был выполнен с несущим кузовом, трехосными тележками отдельными аппаратами и машинами тепловоза ТЭ10. В 1965 году тепловоз начал работать в депо Основа Южной железной дороги. В 1965-68 годах были выпущены пять локомотивов этой серии. Основная цель постройки тепловозов 2ТЭ10 заключалась в проведении реальных эксплуатационных испытаний дизеля Д70 разработанного Харьковскими конструкторами. Для опытной эксплуатации тепловозы поступили в депо Основа. Тепловозы 2ТЭ40 в 1973-74 году были отставлены от поездной работы и переданы в путевые машинные станции. Дизелю повезло больше — его конструкция (в доработанном виде) в настоящее время используется харьковскими дизелестроителями.

Тепловоз ЧМЭ3-3580
Тепловоз ЧМЭ3-3580 на ст. Камышин
Фото В. Зимина

Недостаточный сцепной вес и мощность тепловоза ЧМЭ2 заставила проектировать более мощный тепловоз. Так родилась серия ЧМЭ3. В 1963 году были выпущены опытные экземпляры данного тепловоза, а с 1964 года начался их массовый выпуск. Тепловоз имеет дизель-генератор с мощностью увеличенной до 1350 л.с. и трехосные тележки вместо двухосных. Было построено и поставлено для нужд министерства путей сообщения СССР и для министерства металлургии 7356 тепловозов ЧМЭ3 с учетом их модификаций — ЧМЭ3э (с электронными блоками в цепях управления, строившихся с 1987 по 1989 год) и ЧМЭ3т (с электродинамическим тормозом, строившихся с 1984 по 1994 год). Постройка тепловозов продолжалась вплоть до распада СССР. На Приволжской дороге тепловозы ЧМЭ3 получили самое широкое распространение, всю маневровую работу на всех станциях дороги уже долгие годы выполняет только этот тепловоз.

В депо Аткарск первый тепловоз ЧМЭ3 поступил в 1966 году, это был ЧМЭ3-178.

В 1964 и 1965 году на Луганском заводе были построены два опытных тепловоза М62. Тепловозы строились для последующей поставки в страны СЭВ, но для эксплуатационной проверки поступили в депо Георгиу-Деж (Лиски) Юго-Восточной дороги. Кузов тепловоза отвечал требованиям габарита 02-Т. На тепловозе стоял двухтактный дизель 14Д40, изготавливавшийся Коломенским заводом, мощностью 2000 л.с. и тяговая передача постоянно-постоянного тока. Тепловозы М62 в разное время поставлялись в Венгрию, Монголию, Китай, на Кубу. Тепловозы М62 для нужд МПС строились с 1970 по 1976 год. Всего для МПС СССР было изготовлено 723 секции тепловозов (номера с 1001 по 1723).

Тепловоз 2М62-0001
Тепловоз 2М62-0001
Фото из архива
Ворошиловградского завода

С 1976 года Ворошиловградский завод начинает выпускать двухсекционный вариант М62 - тепловоз 2М62. Отличием от односекционного тепловоза является отсутствие второй кабины и использование её помещения в качестве тамбура для прохода в соседнюю секцию. С 1976 по 1987 год было построено 1261 тепловоз. Кроме того, для СССР, а впоследствии для стран СНГ изготавливались тепловозы 2М62У (с 1987 по 2001 год — 395 тепловозов), 3М62У (с 1985 по 1992 год — 104 тепловоза). Тепловозы поступали на эксплуатацию на западные дороги СССР, а также на Забайкальскую и Дальневосточную дороги. На Приволжской дороге тепловозы не эксплуатировались.

Тепловоз ТЭП10Л-039
Тепловоз ТЭП10Л-039
Фото из архива
Ворошиловградского завода

В 1964 - 1967 году Луганский завод на базе тепловозов серии 2ТЭ10Л изготавливал их пассажирский вариант - тепловозы ТЭП10Л. Односекционный однокабинный тепловоз серии ТЭП10Л отличался от секции тепловоза 2ТЭ10Л измененным передаточным числом тяговой передачи, наличием ЭПТ. Стремление конструкторов максимально унифицировать тепловоз с 2ТЭ10Л привело к тому, что вторая кабина у локомотива отсутствовала. Это требовало разворота тепловоза на конечных пунктах. На тепловозах ТЭП10Л 039 и 040 кабины машиниста были выполнены из стеклопластика. Первые тепловозы ТЭП10Л поступили в депо Котовск Одесско-Кишиневской железной дороги, а по мере поступления в депо тепловозов ТЭП60 и 2ТЭП60 передавались в депо Николаев и им. Т.Г. Шевченко той же дороги. Кроме того, тепловозы поступали в депо Брянск-1, Буй, Актюбинск, Арысь. Всего было выпущено 218 тепловозов.

В 1967 году Людиновский тепловозостроительный завод построил два тепловоза серии ТГ16. Тепловоз изначально предназначался для эксплуатации на железных дорогах острова Сахалин имеющих колею 1067 мм. Тепловоз двухсекционный, секции опираются на две трехосные тележки. В каждой секции установлено по два дизеля М756А и две унифицированных гидропередачи Калужского завода. Тепловоз ТГ16-001 был направлен для работы в депо Ленинград-Витебский. Построенные с 1967 по 1974 год 94 тепловоза ТГ16 поступили на остров Сахалин, где и эксплуатируются до настоящего времени.

Тепловоз ТЭ109-016
Тепловоз ТЭ109-016
на ст. Магнитогорск

В 1968 и в 1969 году Луганский тепловозостроительный завод изготовил два опытных шестиосных тепловоза ТЭ109. На тепловозе был установлен четырехтактный дизель Коломенского завода 1-5Д49 мощностью 3000 л.с. На тепловозе ТЭ109 впервые в СССР была применена тяговая передача переменно-постоянного тока. Кроме того, на тепловозе, впервые в отечественной практике не был использован механический привод от дизеля вспомогательного оборудования установленного на раме тепловоза, что позволило полностью исключить валопроводы и распределительные редуктора. Всего было выпущено 33 тепловоза. Тепловозы в основном эксплуатировались на Октябрьской железной дороге. Несколько тепловозов были списаны, один был переоборудован под экспериментальный вагон Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта, остальные до настоящего времени эксплуатируются промышленными предприятиями.


Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5

Василий Зимин

Ссылки по теме:



Страница создана 6 ноября 2005 года, написание текста - декабрь 2004 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru