Железнодорожное место
Коренное депо | Сайтека | Библиотека | Видеотека | Новое и интересное |
Обновления | Архивы | Старые архивы | История техники | «Железный» юмор |
Музейные дела | Персоналии | Гостевая книга |
|
Страницы тепловозной тяги
Часть 5
Данная публикация была подготовлена автором - Василием Зиминым к юбилею (80-ти летию) выпуска первых тепловозов. Празднование юбилея проводилось в конце 2004 года в депо Волгоград Приволжской дороги. На основе данного текста и статьи Олега Измерова «Они были первыми» (опубликована в журнале Семафор) была выпущена брошюра.
Современные тепловозы
Тепловоз 2ТЭ10В |
В 1975 году Ворошиловградский завод параллельно с выпуском тепловозов серии 2ТЭ10Л изготовил партию из 68 тепловозов серии 2ТЭ10В. Тепловоз отличался от 2ТЭ10Л применением бесчелюстных тележек, новой формой лобовой части локомотива и кабины управления. 22 апреля 1977 года в день рождения
Значительную долю локомотивного парка депо Ершов и Верхний Баскунчак сейчас составляет именно тепловозы 2ТЭ10В. Эти тепловозы строились вплоть до 1981 года, всего было выпущено 3162 тепловоза. Последний тепловоз серии - 2ТЭ10В-5090 приписан в настоящее время к депо Ершов Приволжской дороги.
Тепловозы серии 2ТЭ10М выпускались с 1981 по 1990 год, всего выпущено 2464 тепловоза. Тепловозы 2ТЭ10М имели незначительные отличия от тепловозов 2ТЭ10В, главным образом по электрической схеме. Тепловозы 2ТЭ10М приписаны в настоящее время к депо Астрахань, Верхний Баскунчак, Ершов, Сенная Приволжской дороги.
Тепловозы серии 3ТЭ10М выпускались с 1978 по 1990 год с целью увеличения мощности локомотива эксплуатирующегося на тяжелом профиле, всего выпущено 640 тепловозов. Такие тепловозы до электрификации участка Ртищево — Саратов и Саратов — Сенная были приписаны к депо Аткарск (с 1983 года) и Сенная.
Тепловозы серии 2ТЭ10У выпускаются с 1989 года по настоящее время. Всего выпущено 557 тепловозов. В 1991 - 1992 годах Приволжская дорога получила партию таких тепловозов. Тепловозы 2ТЭ10У приписаны в настоящее время к депо Верхний Баскунчак и Ершов Приволжской дороги.
Тепловоз 2ТЭ116-249 Фото из архива Ворошиловградского завода |
Поступление на дорогу тепловозов 2ТЭ10В и 2ТЭ10М позволило поднять вес поезда и провозную способность дороги. На Астраханском отделении дороги с 1985 года начали обращаться поезда весом до 10 тысяч тонн. Депо Аткарск на тяжелом профиле с помощью мощных тепловозов 3ТЭ10М вело поезда весом по 4,5 тысячи тонн.
Следующим этапом развития тепловозов с четырехтактным дизелем и тяговой передачей переменно-постоянного тока явилось создание в 1971 году Ворошиловградским заводом первого тепловоза серии 2ТЭ116. Тепловоз вобрал все наиболее прогрессивные на тот момент технические решения. Тепловозы выпускаются по настоящее время, выпущено более 1700 тепловозов, причем компоновка отдельных узлов тепловоза и его внешний вид время от времени меняется. Тепловозы поступали для эксплуатации на Донецкую, Свердловскую, Юго-Восточную, Северо-Кавказскую, Октябрьскую и Приволжскую дороги. На Приволжскую дорогу тепловозы начали поступать с 1986 года в депо Волгоград. В настоящее время тепловозы приписаны к депо
Тепловоз ТЭ114-067 на ст. Магнитогорск |
В 1971 году Ворошиловградский завод построил два опытных однокабинных шестиосных тепловоза серии ТЭ114 капотного типа. Тепловоз спроектирован из расчета эксплуатации при температурах от —15 до +50 градусов с повышенной запыленностью, в том числе и для тропического климата. На тепловозе установлен 16-ти цилиндровый дизель 3-5Д49Т2, рассчитанный на работу в условиях жаркого климата и имеющий номинальную мощность
Увеличение веса пассажирских поездов и повышение скоростей их движения заставило разработать более мощный пассажирский тепловоз. В июне 1973 года тепловоз, получивший обозначение ТЭП70 был построен. На тепловозе с кузовом ферменно-раскосной конструкции несущего типа был установлен шестнадцатицилиндровый четырехтактный дизель 2А-5Д49 мощностью
Тепловоз ТЭП70-0396 в депо Саратов |
В период до 1978 года было изготовлено 7 тепловозов ТЭП70. Однако в эксплуатации были выявлены недостатки и низкая надежность ряда агрегатов на тепловозе, прежде всего дизеля Д49, в то время еще недостаточно доведенного. С тепловоза ТЭП70-0008 (выпущен в 1978 году) в конструкцию были внесены значительные изменения, изменился и внешний вид тепловоза. Изменено расположение ферм кузова, применены тележки и ряд узлов тепловозов ТЭП75, в тяговом приводе вместо полого вала на подшипниках скольжения и поводковых муфт применен полый карданный вал с поводковыми центрированными муфтами, охлаждающие блоки перенесены с крыши на боковые стенки кузова.
На Приволжскую дорогу тепловозы ТЭП70 начали поступать в 1991 году в депо Волгоград, а с 1997 в депо Саратов. В настоящее время тепловозы ТЭП70 приписаны к депо Волгоград, Саратов, Астрахань и Ершов. Для подъемочного ремонта имеется мощная техническая база в депо Сарепта.
В 2004 году Коломенским заводом по заданию ОАО «РЖД» на основе конструкции тепловоза ТЭП70 был спроектирован и построен опытный грузовой тепловоз 2ТЭ70.
Для опытной эксплуатации он поступит в депо Ртищево для эксплуатации на участке Ртищево - Кочетовка. На 2005 год запланированы его всесторонние испытания.
Василий Зимин
Ссылки по теме:
Коренное депо | Сайтека | Библиотека | Видеотека | Новое и интересное |
Обновления | Архивы | Старые архивы | История техники | «Железный» юмор |
Музейные дела | Персоналии | Гостевая книга |