Железнодорожное место
Коренное депо | Сайтека | Библиотека | Видеотека | Новое и интересное |
Обновления | Архивы | Старые архивы | История техники | «Железный» юмор |
Музейные дела | Персоналии | Гостевая книга |
Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую
Публикуется по статье в газете «Гудок» без исправлений и сокращений. Внесенные в текст пояснения выделены цветом
Юрий Елякин — из племени железнодорожных «фанатов» Фото Дмитрия Сутягина |
«Под занавес» рабочего сезона в Переславльском железнодорожном музее-заповеднике состоялись растопка паровоза и катание всех желающих. Этот музей на базе торфовозной узкоколейной железной дороги существует уже десять лет. Дорога ранее принадлежала Купанскому транспортному управлению, а в 1989 году была приватизирована кооперативом «Векса», став таким образом первой частной железной дорогой в Советском Союзе. Музею принадлежат около трёх километров железнодорожного пути и депо в посёлке Талицы.
Буквально по крупицам собирали основатели музея коллекцию. Большинство экспонатов вывезено с недействующих узкоколеек из разных концов страны. Понятно, что брошенные локомотивы и вагоны были далеко не в лучшем состоянии, так что повозиться с ними пришлось изрядно. Основу коллекции составляют паровозы — их в Талицах целых шесть. Половина из них восстановлена полностью, один в работе и два ждут своего часа на запасных путях. Организаторы музея решили воссоздать обстановку времён расцвета паровозной тяги на советских узкоколейках, и это у них получилось. Кроме паровозов, здесь ещё мотовоз, автомотриса, пассажирские и грузовые вагоны, снегоочиститель, автомобили на железнодорожном ходу и ручные дрезины. В маленькой комнатке внутри депо установлена пара электрожезловых аппаратов, имевших в своё время довольно широкое распространение как на узкоколейках, так и на широкой колее.
Есть экспонаты, которые к железной дороге впрямую и не относятся, но призваны воссоздать атмосферу прошлых лет. Например,старинная «эмка» и бронемашина на её базе или автомат для продажи газированной воды образца 50-х годов.
А это — остальное племя Фото Дмитрия Сутягина |
В музее периодически, преимущественно летом, организуются экскурсии. В вагоне, ведомом паровозом или мотовозом, могут прокатиться все желающие. Особой популярностью у посетителей пользуется ручная дрезина. Несколько километров по узкоколейке на «мускульном« ходу — как отказаться от такого удовольствия?!
«Товарищи, вносите свои сбережения на ремонт подвижного состава!» — кумачовое полотнище с этой надписью вывешено на борту стоящей у входа в депо трёхтонки. Денег за вход и осмотр экспонатов в музее не берут, поэтому добровольные пожертвования, которые можно внести в специальную копилку, всячески приветствуются. А за катание на поезде здесь взимают разумные деньги.
Добираться до музея можно по-разному. Прибыв в Переславль-Залесский, одни на местном автобусе едут на нём до села Купанского. От него по «грунтовке» до Талиц около трёх километров. Другие ловят попутку, и через 20 — 30 минут они уже у ворот музея. Работает он ежедневно с 10 до 18 часов, кроме понедельников и вторников. Нынешний «сезон» уже закрыт, так что, уважаемые посетители, до следующей весны!
Павел Пархоменко
газета «Гудок» от 21 ноября 2001 года
Фотографии Дмитрия Сутягина
Коренное депо | Сайтека | Библиотека | Видеотека | Новое и интересное |
Обновления | Архивы | Старые архивы | История техники | «Железный» юмор |
Музейные дела | Персоналии | Гостевая книга |