Железнодорожное место

Культура Саратова


Эх, растоплю я паровоз да прокачу любимую

Публикуется по статье в газете «Гудок» без исправлений и сокращений. Внесенные в текст пояснения выделены цветом

Юрий Елякин — из племени железнодорожных «фанатов»
Юрий Елякин — из племени
железнодорожных «фанатов»
Фото Дмитрия Сутягина

«Под занавес» рабочего сезона в Переславльском железнодорожном музее-заповеднике состоялись растопка паровоза и катание всех желающих. Этот музей на базе торфовозной узкоколейной железной дороги существует уже десять лет. Дорога ранее принадлежала Купанскому транспортному управлению, а в 1989 году была приватизирована кооперативом «Векса», став таким образом первой частной железной дорогой в Советском Союзе. Музею принадлежат около трёх километров железнодорожного пути и депо в посёлке Талицы.

Буквально по крупицам собирали основатели музея коллекцию. Большинство экспонатов вывезено с недействующих узкоколеек из разных концов страны. Понятно, что брошенные локомотивы и вагоны были далеко не в лучшем состоянии, так что повозиться с ними пришлось изрядно. Основу коллекции составляют паровозы — их в Талицах целых шесть. Половина из них восстановлена полностью, один в работе и два ждут своего часа на запасных путях. Организаторы музея решили воссоздать обстановку времён расцвета паровозной тяги на советских узкоколейках, и это у них получилось. Кроме паровозов, здесь ещё мотовоз, автомотриса, пассажирские и грузовые вагоны, снегоочиститель, автомобили на железнодорожном ходу и ручные дрезины. В маленькой комнатке внутри депо установлена пара электрожезловых аппаратов, имевших в своё время довольно широкое распространение как на узкоколейках, так и на широкой колее.

Есть экспонаты, которые к железной дороге впрямую и не относятся, но призваны воссоздать атмосферу прошлых лет. Например,старинная «эмка» и бронемашина на её базе или автомат для продажи газированной воды образца 50-х годов.

А это — остальное племя
А это — остальное племя
Фото Дмитрия Сутягина

В музее периодически, преимущественно летом, организуются экскурсии. В вагоне, ведомом паровозом или мотовозом, могут прокатиться все желающие. Особой популярностью у посетителей пользуется ручная дрезина. Несколько километров по узкоколейке на «мускульном« ходу — как отказаться от такого удовольствия?!

«Товарищи, вносите свои сбережения на ремонт подвижного состава!» — кумачовое полотнище с этой надписью вывешено на борту стоящей у входа в депо трёхтонки. Денег за вход и осмотр экспонатов в музее не берут, поэтому добровольные пожертвования, которые можно внести в специальную копилку, всячески приветствуются. А за катание на поезде здесь взимают разумные деньги.

Добираться до музея можно по-разному. Прибыв в Переславль-Залесский, одни на местном автобусе едут на нём до села Купанского. От него по «грунтовке» до Талиц около трёх километров. Другие ловят попутку, и через 20 — 30 минут они уже у ворот музея. Работает он ежедневно с 10 до 18 часов, кроме понедельников и вторников. Нынешний «сезон» уже закрыт, так что, уважаемые посетители, до следующей весны!

Павел Пархоменко
газета «Гудок» от 21 ноября 2001 года
Фотографии Дмитрия Сутягина



Страница создана 28 ноября 2005 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru