Железнодорожное место

Культура Саратова


Из Любани - с любовью

Публикуется по статье в газете «Гудок» без исправлений и сокращений. Внесенные в текст пояснения выделены цветом

«Это что за остановка Бологое иль Поповка?» - строки из популярного детского стиха куда как актуально прозвучали бы в залах Политехнического музея на выставке «150 лет первой магистральной железной дороге России (Санкт-Петербург — Москва)». Она организована Центральным музеем железнодорожного транспорта МПС России и Санкт-Петербургским фондом развития искусства.

Более трёхсот картин привезли художники из творческого турне, которое состоялось при поддержке МПС России и Октябрьской железной дороги. Первыми их зрителями стали посетители Картинного зала Витебского вокзала Санкт-Петербурга ещё в минувшем ноябре. И вот теперь — Москва.

Событийные путешествия случаются нечасто, и жители Твери, Бологого, Малой Вишеры и Любани прошлым летом с интересом наблюдали, как от прибывшего из Москвы поезда отцепляли вдруг два вагона и отправляли на запасной путь. Из вагонов выходили люди в экипировке художников и мгновенно осваивали окружающее пространство. Они поднимались на мосты, обследовали вокзалы и пристанционные постройки, прогуливались по площадям и скверикам, разговаривали с пассажирами. Но особый интерес проявляли к технике. Момент прибытия поезда был для них настоящим праздником. Карандаши, кисти, фломастеры так и летали по бумаге, звуки, цвета и запахи, сливаясь воедино, прорисовывали в творческих душах абрисы будущих картин.

И вот, к примеру, станция Малая Вишера, так по-разному увиденная художниками в один и тот же будний день: красота и печаль — в импрессионистских бликах Андрея Блиока, экспрессия мощи в облике прибывающих поездов — у Андрея Красилыщикова; сама безмятежность и спокойствие слившейся воедино с природой «железки» — у Наталии Пушниной…

А вот работа Петра Костенко «XXI век. Малая Вишера». На фоне неброского северного, пейзажа мчится экспресс ЭР200. Серебристо-голубой его «нос» перекликается в цвете с древней часовенкой на опушке — каким пространственно-временным объёмом наполнено полотно, сколько в нём оптимизма!

«Знаете, в год ЗОО-летия Российского флота мне довелось совершить кругосветку на парусном корабле «Крузенштерн», — рассказал заслуженный художник России Андрей Красильщиков. — «Я тогда увидел так много нового и привёз так много работ… Недельное путешествие на поезде по России всё же приравниваю к тому, морскому. Увы, мы порой больше знаем о других странах, чем о своих краях. Теперь, скажем, я узнал атмосферу Твери и Любани, никогда не смогу забыть озёра, увиденные в Бологом. Как раньше мог без этого обходиться — не пойму: это ведь и есть та самая Россия, о которой писали мои любимые классики».

Бологое «зацепило» и Анатолия Куршина, в последние пять лет живущего под девизом «Ни года без персональной выставки», На его сугубо «производственном» холсте вы обнаружите немало того, что можно отнести к поэзии. А цистерна, словно бы «врезавшаяся» в буйную зелень лета («На запасном пути»), напомнит мотив едва ли не поленовского «Московского дворика«.

Художнику вторит молодой график Елизавета Куликова. Казалось бы, внимание её тоже сконцентрировано на сугубо производственной тематике — акварель «Рабочие на путях», рисунок пастелью «Малая Вишера. Вид с моста», холст «Поворотный круг на железнодорожном пути в Бологом»… А ведь именно Елизавете принадлежат слова, что железная дорога «очень красивая», а железнодорожные пейзажи «необыкновенны».

Станция Любань, на которой вблизи церкви Петра и Павла похоронен первый российский министр путей сообщения Павел Петрович Мельников (этот храм и основавший), по числу поэтических сюжетов, конечно же, бьёт рекорд. Чего стоит картина Елены Ремеровой «Любань», выполненная в манере «наивных» живописцев. Эта работа, уверена, займёт своё место в экспозиции музея.

— Да, — подтверждает директор музея Галина Закревская, — лучшие работы останутся в нашей экспозиции.

К слову, на шестнадцати дорогах России сейчас (на январь 2002 года) более двухсот музеев. По инициативе начальников дорог музейные комнаты и выставочные залы в наши дни открываются при депо, станциях. По крупицам восстанавливают их сотрудники историю своей дороги, разыскивают раритеты. Самые интересные экспонаты занимают достойное место в Центральном музее или картинной галерее МПС. Надо надеяться, что свою дорогу к ним — а значит, и к нам — найдут картины художников, участвующих в нынешней выставке.

Нина Катаева
газета «Гудок» от 15 января 2002 года



Страница создана 28 ноября 2005 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru