Железнодорожное место

Культура Саратова


Новоселье на Варшавском вокзале

Музей железнодорожной техники расположился почти в центре Санкт-Петербурга

Публикуется по статье в газете «Гудок» без исправлений и сокращений. Внесенные в текст пояснения выделены цветом

«Паровозный музей» — такое название было официально зарегистрировано вместо бывшего «Платформа 16-й километр» витебского направления Октябрьской дороги. За десять лет своего существования музей собрал уникальнейшую, достойную Книги рекордов Гиннесса, коллекцию железнодорожной ретротехники. Одно только перечисление экспонатов с историями их появления в коллекции заняло бы немалое место на газетной полосе. Достаточно сказать, что их количество сегодня (на август 2001 года) превышает 150 единиц. Это и локомотивы, и вагоны, и прочая железнодорожная техника, эксплуатировавшаяся на Российских железных дорогах за всё время их существования.

Любителей железнодорожной ретротехники в Питере предостаточно. И гости города на Неве с удовольствием посмотрели бы на «паровики» и тепловозы, на вагоны и прочий подвижной состав, являющиеся ровесниками их дедов и прадедов. Только вот далековато добираться было до «Паровозного музея».

Как приблизить уникальные музейные экспонаты к Питеру, к жителям города и его гостям? Этот вопрос руководством Октябрьской дороги решён. В связи с освобождением от пригородных и дальних поездов части путей Варшавского вокзала их приспособили под филиал «Паровозного музея».

В канун Дня железнодорожника усилиями многих организаций (и прежде всего Дорожного центра научно-технической информации, Центрального музея Октябрьской дороги, Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, Санкт-Петербург-Витебского отделения) на Варшавском вокзале открыт уникальный филиал ретромузея железнодорожной техники, насчитывающий около 90 экспонатов. Много можно рассказывать о них. Например, о том, что здесь находится самый древний (образца 1897 года) паровоз Коломенского завода серии «Ь», а также единственный уцелевший паровоз С-68 (точнее единственный уцелевший паровоз серии С), выпущенный Сормовским паровозостроительным заводом ещё в 1916 году… А рядом с ними… первый отечественный тепловоз, построенный в 1924 году питерским конструктором Яковом Гаккелем. Один из первых в серии пассажирских электровозов «ЧС» (а в 2004 году в музее появился электровоз ЧС4-012 — его передали из депо Саратов Приволжской дороги при содействии автора сайта — Василия Зимина) и наш знаменитый паровоз П36, которым была завершена эра строительства отечественных «паровиков».

И уж, конечно, не останется без внимания специальная железнодорожная техника. К примеру, подъёмные восстановительные краны, клёпаные (ещё когда-то) цистерны, двухосные «теплушки»… Многие экспонаты музея под открытым небом были участниками важных для всех нас исторических событий, участвовали в сражениях за нашу Родину. Среди таких ветеранов — установленное на железнодорожную платформу 305-миллиметровое артиллерийское орудие. Его сняли ещё в 30-х годах с потопленного в Чёрном море линкора «Императрица Мария»…

Впрочем, о каждом из экспонатов, что демонстрируются сегодня на Варшавском вокзале, можно говорить очень много. Новый музей, подчеркнём, находится почти в самом центре Санкт-Петербурга. Он доступен всем желающим прикоснуться к истории отечественного железнодорожного транспорта, к нашей с вами, дорогие друзья, истории.

Виктор Юрасов
газета «Гудок» от 03 августа 2001 года



Страница создана 07 декабря 2005 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru